Ростовская область гор. Пролетарск (станица Великокняжеская)

Икона свят. мучеников Фрола и Лавра                                                                                                               «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему».

 Святые мученики Фрол и Лавр    Храм станицы  Великокняжеской  (в прошлом),  а ныне  города Пролетарска,  посвящен  Святым мученикам Флору и Лавру. Был отстроен заново и освящен в 1993 году.  

 Святые мученики Флор и Лавр были братьями не только по плоти, но и по духу. Жили они в Иллирии и были каменотесами.
    Правитель Иллирии послал братьев в соседнюю область для строительства языческого храма. Флор и Лавр трудились на стройке, непрестанно молясь, соблюдали строгий пост и раздавали деньги нищим.
    Когда здание было  закончено,  святые братья  собрали христиан, помогавших  при постройке,  и поставили в восточной части храма святой крест, сокрушив при этом стоявших там идолов. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые Небесным светом. Узнав о случившемся, правитель предал святых мучеников мучительной смерти – бросил их в пустой колодец и засыпал землей. Через много лет святые мощи Флора и Лавра были обретены и перенесены в Константинополь.  В 1200 г. их видел новгородский паломник Антоний; около 1350 г . главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.

 

 

 

Отрицаюся тебе, сатано, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюся Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа.  Аминь

    На Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло еще в древние времена, и по всей Русской земле торжественно праздновался день памяти этих святых. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан — родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены Архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре»

     …стоят стязи у Дона у великого на брези… Русь Великая одолеша Мамая на поле Куликове» («Задонщина»). Благословение на битву святой благоверный князь Димитрий Донской получил от преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, 18 августа, в день памяти святых мучеников Флора и Лавра. После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в памяти русских людей. События тех великих дней были духовно осмыслены современниками и их потомками. Летописец повествует о победе как о чуде, которое совершилось «помощью Божией и Пречистой Богородицы, святого чудотворца митрополита Петра, преподобного Сергия чудотворца и всех святых». Именно тогда русские люди стали почитать святых мучеников Флора и Лавра как заступников Русской земли. Не случайно преподобный Андрей Рублев в своих росписях Звенигородского собора Успения на Городке увенчал алтарные столпы изображениями в медальонах святых мучеников Флора и Лавра.  Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после Куликовской победы и выразилось в создании особого извода иконы «Чудо о Флоре и Лавре», на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и Лавру. Подобные иконы получили большое распространение на Руси и особенно на Севере, где оборона границ осуществлялась нередко силами крестьян. Недаром в память об одной из важных побед над шведами под Олонцом, во время смуты в 1613 г., был возведен в пригороде Мегре храм во имя святых мучеников Флора и Лавра.  Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского, служения. Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам поводья боевых коней. «Полк мучеников» главная сила в битве против диавола и слуг его на земле. Позднее в одном из богослужебных текстов русские песнописцы напишут:

 «Радуйся, Богом в брани прославленная Россия» . Храм в станице Великокняжеской (Пролетарск), Ростовской области, в честь святых мучеников Флора и Лавра, продолжает свое служение. Это напоминание и призыв России и ее народу последовать по пути, завещанному нашей духовной историей — соединение мирного земледельческого труда с воинским служением. Всадник - воин — очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России). Мы должны почитать святых Флора и Лавра как помощников на пути духовного подвига сыновей и дочерей нашей Отчизны. Много трудов и упорства требуется теперь и для восстановления порушенного в Отчизне нашей земной. Святые мученики Флор и Лавр, сами каменосечцы и храмоздатели, не только помогают в этом восстановлении — по их молитвам творится чудо просвещения душ человеческих Светом Истины.

    Существовал на Руси удивительный народный обычай: на «лошадиный праздник», как называли день памяти Флора и Лавра, пригоняли к церквям лошадей со всех окрестных сел и деревень. В расчесанные гривы и хвосты коней вплетали ленточки и куски кумача или ситца самых ярких цветов, наряжали их в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Животных водили для купания к водоемам, подводили к храмам, где совершались торжественные молебны святым мученикам Флору и Лавру. После молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой. Это происходило повсюду на Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме.  С исчезновением лошадей из сельского труда ослабела в народе память об этих святых покровителях.    Рассказывают о случаях помощи святых мучеников Флора и Лавра «братьям нашим меньшим» - не только лошадям, но и другим домашним животным. Ветеринарные врачи, обращавшиеся с молитвой к мученикам об исцелении безнадежных «пациентов» часто получали просимое. А молебны, проводимые по просьбе хозяев конюшен, помогают остановить падеж скота.

 Святии мученицы Флоре и Лавре, молите Бога о нас !

                                   На главную                                                                                                                           На следующую


                

 
 

Иконы "Чудо о Флоре и Лавре"

        Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете «Чуда о Флоре и Лавре»:  

      «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство —
лошадь».

Тропарь святым мученикам Флору и Лавру, глас 4-й:

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую восхвалим, вернии, по достоянию, Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго, иже усердно Троицу Несозданную ясно проповедаста всем. Темже пострадавше до крове и венцы пресветлыми увязостеся: молитеся Христу Богу, да спасет души наша.


При подготовке текста использованы материалы издания: Целебный календарь на 2003 год. М.: "Благо", 2002. С. 244.

А также материалы сайта  : Православие.ru


Акафист свят. мучн. Флору и Лавру


Русское воскресение. Православное обозрение

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет orenkazak.ru